«Карта», N 15
Рубрика: Чечня в моем сердцеВиктор ПОПКОВ,
руководитель общества «Омега», полномочный представитель в Чечне инициативной группы деятелей культуры России по учреждению Комитета общественного патронирования обязательств России и Чеченской Республики Ичкерия (КОПОРИ) Целенаправленное убийство властями России Дудаева с ближайшими его сподвижниками, как хорошо известно, никогда не имевшими доступа к тем миллиардам, которые действительно уходили и уходят в чьи-то бездонные карманы как до декабря 1994 года, так и после, разрушает эти оскорбительные домыслы и позволяет увидеть Дудаева таким, каким он был на протяжении последнего года для сотен тысяч простых чеченцев. Таким он останется в сердцах не только чеченцев, но всех сынов Кавказа, на все времена, став третьим в ряду таких уважаемых на Кавказе имен, как шейх Мансур (ему Кавказ обязан укреплением ислама в его нравственно-духовном аспекте), как имам Шамиль, олицетворяющий стойкость и мужество, благодаря которым гордые сыны Кавказа вошли в Российскую империю не как рабы, а как пусть и покоренные, но не сломленные и потому уважаемые той же имперской властью народы.
Теперь сюда можно смело вписать третьим и первого президента Чечни Джохара Дудаева, который уже для многих на Кавказе стал олицетворением той самой, доставаемой далеко не любой ценой, свободы, что утверждается только на тернистом пути справедливости, милосердия и жесткого пресечения в себе всего того, что противоречит ниспосланным всем нам духовным заповедям и законам.
Президент России, комментируя информацию о гибели Дудаева, не краснея, заявил под продолжающуюся канонаду российских орудий, что Дудаев все время отвергал путь мира, но что Россия все равно закончит конфликт миром…
Истина же состоит в том, что Дудаева убрали потому, что он не на словах, а на деле стремился к миру и тем был очень неудобной фигурой для всех заинтересованных в продолжении бойни, в том числе, очевидно, и для тех, кто был непосредственно причастен к организации его убийства.
Об этом своем неудобстве сам Джохар как-то заметил в беседе с журналистом Сергеем Дмитриевым: «Я убежден: российские власти многое бы отдали за то, чтобы на моем месте оказался совершенно другой человек. Кого угодно они могли и сломить, и перетянуть на свою сторону. Но только не меня. Именно поэтому с помощью ряда хорошо выдрессированных газет и Российского телевидения создается мой имидж одиозного лидера и диктатора» («Тернистый путь к свободе», стр.99, Вильнюс, 1993).
Устремленность Дудаева к миру подтверждается следующими фактами. Дудаев и его сподвижники были убиты во время сеанса спутниковой связи с Константином Боровым при обсуждении проблем организации миротворческого процесса.
Как хорошо известно, не Дудаев, а власти России организовали вооруженный конфликт на территории Чечни, демонстративно-провокационными действиями втянув в этот конфликт многие тысячи участников чеченского сопротивления и бросив в него своими преступными приказами десятки тысяч военнослужащих российских армейских и других силовых структур.
Именно Дудаев выступал наиболее последовательным не просто сторонником, но инициатором не только миротворческого, но шире — переговорного процесса с целью установления взаимовыгодных и дружественных отношений с Россией. Вот неполная хронология его инициатив и решений в этом направлении:
— 20.03.1992 — письмо Ельцину в поддержку принятого на переговорах в Москве решения о создании двусторонней совместной комиссии;
— 03.10.1994 — письмо Ельцину в связи с фактами авиабомбежек мирных населенных пунктов с предложением личной встречи. Это письмо начинается со слов: «Уважаемый Борис Николаевич! Ваше активное участие в миротворческих процессах на территории СНГ вселяет в меня надежду на то, что происходящее в настоящий момент в Чеченской Республике Ичкерия является трагическим недоразумением. Мне кажется, что Вы не в полной мере владеете информацией по Чеченской Республике, иначе трудно оценить Ваши недавние категорические заявления о том, что Россия не будет решать чеченский вопрос силовыми методами, ибо Ваши заявления расходятся с реальной действительностью…»
— 29.12.1994, 17 ч. 35 м.: «Москва. Кремль. Президенту РФ Б.Ельцину. Еще раз заявляю и подтверждаю готовность лично возглавить переговоры с российской стороной на уровне Черномырдина. Для ведения переговоров на любом другом уровне подготовлены правительственные делегации. Готовы приступить к переговорам. Президент ЧРИ Д. Дудаев»;
— 30.12.1994 — еще одно безответное обращение Дудаева к Ельцину с призывом, с целью сохранения жизни мирных граждан, остановить с 20 ч. 31.12.1994 все виды боевых действий на территории ЧР Ичкерия;
— 11.01.1995 — заявление З. Яндарбиева с готовностью «подписать соглашение о временном перемирии»;
— 23.06.1995 — постановление кабинета министров за подписью Д. Дудаева с одобрением «Согласительного протокола», подписанного на переговорах по мирному урегулированию конфликта представительной делегацией ЧР Ичкерия 21.06.1995, и поручением Масхадову «приступить к реализации блока военных вопросов совместно с органами местной власти»;
— 02.08.1995 — указ Дудаева, дающий законодательную основу для выполнения «Соглашения», достигнутого между Россией и Чеченской Республикой Ичкерия, для мирного урегулирования военного конфликта. С российской стороны ничего подобного принято не было, что и сделало невозможным выполнение подписанного «Соглашения», в частности, освобождение осужденных чеченцев из числа задержанных во время конфликта…
Дудаева часто обвиняли в пособничестве терроризму, в войне не по правилам, причем обвиняли и обвиняют те, кто сам непосредственно ответствен по своей должности за постоянные и многочисленные деяния, классифицируемые в соответствии с международными нормами как преступления, не имеющие срока давности.
Когда я слышу рассуждения о стремлении к миру Ельцина, перед моими глазами встает расстреливаемый российской армией Грозный и обглоданные трупы наших мальчиков на его улицах, в моих ушах звучат голоса людей, испытавших на себе, что значит «восстановление конституционного порядка» по Ельцину.
При виде российского министра внутренних дел Куликова я вижу автозаки с истязаемыми людьми на «куликовом поле» вблизи станицы Ассиновская, о которых слышал от свидетелей, чудом вырвавшихся из них, я вижу ров с телами замученных людей на грозненском кладбище Карпинский курган.
При виде генерала Тихомирова я не могу не вспоминать о Самашках, Серноводске, Алхазурове, Гойском, Шалях и многих других изнасилованных нашей армией чеченских городах и селах, прошедших и проходящих через «умиротворяющий» процесс подписания протокола «мира и согласия»…
Что со стороны России, ее властей происходящее если и не геноцид, то по меньшей мере агрессия против чеченского народа — это бесспорно. Но где же адекватная по беспределу этой агрессии реакция чеченцев? Мы помним, как реагировал мир на агрессию Ирака в отношении народа Кувейта. Мы видим, как реагирует Израиль на агрессивные действия террористической организации «Хезболлах» в отношении его граждан — реагирует, не очень-то считаясь с недопустимостью контрмер, составляющих угрозу безопасности и жизни неповинных людей, к тому же граждан другого суверенного государства.
Но где же похожие систематические действия со стороны Ичкерии? Ведь как ни относись к событиям в Буденновске и Кизляре, нельзя же не признавать, что это были далеко не самые характерные для чеченского сопротивления эпизоды. Я не склонен идеализировать отношение чеченцев к тем, кто оказывается в их плену, и вполне допускаю, что там могут иметь место неправовые действия, но и тут это скорее исключение, чем правило. Именно потому мне за пять месяцев пребывания в регионе конфликта не удалось лично встретиться с теми, кто испытал бы на себе недоброе отношение в чеченском плену, а вот примеров обратного, то есть самого доброго отношения чеченцев к своим пленным, я знаю множество.
Хотя чеченское сопротивление и власть, представляющая это сопротивление, и не признаются как субъект международного права, но в своих действиях они соответствуют нормам этого права в неизмеримо большей степени, чем Россия, призванная как мировая держава быть одним из гарантов этого права. Разумеется, первейшая заслуга здесь принадлежит самому чеченскому народу и его культуре, но нельзя сбрасывать со счетов и роль его руководителей, а следовательно, и Дудаева. Да, его речи нередко шокировали, но армия, главнокомандующим которой был Дудаев, не стала позором для чеченского народа, а деяния вооруженных сил, главнокомандующим которых является Ельцин, легли еще одним темным пятном на совесть российского народа…
Я не раз был в Чечне и знаю многих из тех, кого генерал Тихомиров относит к «криминальным авторитетам», то есть тех руководителей республики, которые в основном являются одновременно и командирами крупных подразделений сил Сопротивления.
Для них главным интересом является не борьба за власть, которая у них и так имеется в единственно возможном на сегодня объеме и виде, определяемыми условиями партизанского существования, а борьба за Свободу, то есть за гарантии для своего народа получить возможность мирного, безопасного навеки и достойного себя существования.
Эти люди прекрасно понимают, что такие гарантии могут быть получены только через становление и укрепление собственной государственности, то есть соответствующих институтов государства и в первую очередь института президентства, коли уж по действующей Конституции Чечня встала на путь построения президентской республики.
Именно поэтому, как бы непросто ни складывались за время вооруженного конфликта чисто человеческие взаимоотношения между Дудаевым и его сподвижниками, они никогда не переходили рамок сугубо внутренних рабочих трений, ибо противное означало бы гибель того дела, которому они действительно, а не на словах решили отдать свои жизни. И с гибелью Дудаева тут ничего не изменилось. Любой человек, который будет исполнять обязанности президента, будет авторитетен для всех полевых командиров именно в силу авторитета своего высокого поста.
Это прекрасно понимается и теми, кто не хочет мира, отсюда их усилия по созданию хотя бы видимости розни внутри руководства ЧРИ, отсюда их пренебрежительные высказывания в адрес Зелимхана Яндарбиева, ставшего президентом Ичкерии, обвинения его в оголтелом национализме и непримиримом радикализме.
Для понимания действительного лица и позиции Зелимхана Яндарбиева позволю себе привести его высказывание из письма от 21 декабря 1994 года к деятелям культуры России:
«Да, для нас самоопределение — это не самоцель, а средство ответственного исполнения своего долга перед Аллахом и нашими предками, перед теми людьми разных национальностей, что соединили свои судьбы с нашей, средство, к которому мы прибегаем единственно потому, что не видим иного механизма, которым могли бы защитить себя и свою землю от остающихся антинародными властных структур России. Наше самоопределение в государственном отношении отнюдь не означает нашего противопоставления русскому народу, русской культуре, с которыми нас исторически связал Аллах. Напротив, мы убеждены, что наше самоопределение — это и помощь русскому народу на его пути к духовной свободе, основанной на действительно братской общности всех народов, исторически связанных между собой. Помощь в преодолении русским народом навязываемого ему властями имперского эгоизма.
Кроме того, мы прекрасно понимаем, что самоопределение — это достаточно длительный процесс, требующий разрешения очень многих проблем между образующимися политико-государственными единицами (сторонами) и прежде всего требующий взаимного доверия. Именно это и должно стать началом строительства тех взаимоответственных отношений, о которых вы говорите, и вы тут нам очень помогли бы…»
Не правда ли, не очень-то похоже на бред неистового националиста, каким нам хотели бы представить Яндарбиева?
Из всего вышесказанного следует очевидный вывод: для инициирования миротворческого процесса гибель Дудаева ничего не меняет. Чеченское сопротивление сохраняет свою сплоченность и организованность, и потому можно быть уверенными, что договоренности, достигнутые в переговорах с полномочными представителями этого Сопротивления, то есть с президентом ЧРИ или его представителями, будут строго выполняться чеченской стороной — при единственном условии, что они будут выполняться и стороной российской.
Так что сохранение мира вполне реально.
Пока же я обвиняю окружение президента России и самого Бориса Ельцина в преступном нежелании этого мира. Обвиняю лидеров стран мирового сообщества в гибельном для них же попустительстве преступной политике России. И одновременно, пользуясь случаем, выражаю свое искреннее соболезнование чеченскому народу в связи с гибелью его светлой памяти первого президента Джохара Дудаева, и да отпустятся ему все его грехи…
1996г.
https://web.archive.org/web/20070505134215/http://viktorpopkov.narod.ru/articles/svoboda.htm