Как «Восточный Тимор» добился своей независимости

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций включила вопрос о Восточном Тиморе в международную повестку дня в 1960 году, когда эта территория была включена ею в перечень не самоуправляющихся территорий. В то время управление Восточным Тимором осуществляла Португалия.

Четырнадцать лет спустя в 1974 году Португалия попыталась учредить временное правительство и народное собрание, которому надлежало определить статус Восточного Тимора. Между теми, кто выступал за независимость, и теми, кто поддерживал интеграцию с Индонезией, началась гражданская война. Будучи не в состоянии контролировать ситуацию, Португалия вывела свои силы. Индонезия ввела войска и интегрировала Восточный Тимор в качестве своей двадцать седьмой провинции в 1976 году. Организация Объединенных Наций не признала эту интеграцию, и как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея призвали к выводу сил Индонезии.

Начиная с 1982 года, по просьбе Генеральной Ассамблеи, сменявшие друг друга Генеральные секретари вели регулярные переговоры с Индонезией и Португалией в целях урегулирования статуса территории. В июне 1998 года Индонезия предложила предоставить Восточному Тимору ограниченную автономию в составе Индонезии. В свете этого предложения на переговорах был достигнут быстрый прогресс, в результате чего 5 мая 1999 года в Нью-Йорке между Индонезией и Португалией был подписан комплекс соглашений. Правительства этих двух стран поручили Генеральному секретарю организовать и провести «всенародный опрос» на предмет выяснения того, принимают или отвергают восточнотиморцы особую автономию в составе унитарного государства Республика Индонезия.

МООНВТ и всенародный опрос

Для проведения опроса Совет Безопасности в резолюции 1246 (1999) от 11 июня 1999 года постановил учредить Миссию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ). Соглашения от 5 мая предусматривали, что после голосования МООНВТ будет осуществлять наблюдение в течение переходного периода, который будет продолжаться до осуществления решения восточнотиморского народа. 30 августа 1999 года около 98 процентов зарегистрированных восточнотиморских избирателей пришли на избирательные участки и 78,5 процента голосов против 21,5 процента решили отказаться от предлагаемой автономии и начать процесс перехода к независимости.

После объявления результатов милицейские формирования сторонников интеграции, временами при поддержке элементов индонезийских сил безопасности, начали кампанию насилия, грабежа и поджогов на всей территории. Генеральный секретарь и Совет Безопасности предприняли интенсивные дипломатические усилия с целью положить конец насилию, настоятельно призвав Индонезию выполнить свои обязанности по поддержанию безопасности и порядка а территории. 12 сентября 1999 года правительство Индонезии согласилось принять предложение о помощи со стороны международного сообщества. Затем Совет Безопасности уполномочил (S/RES/1264) создание многонациональных сил (МСВТ) под единой командной структурой, возглавляемой государством-членом (Австралией), для восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе, обеспечения защиты и поддержки МООНВТ при осуществлении ею своих задач и, в рамках возможностей сил, содействия операциям по оказанию гуманитарной помощи.
После вспышки насилия начался вывод индонезийских вооруженных сил и полиции с территории, который был, в конечном счете, полностью завершен. Были отозваны и должностные лица индонезийской администрации. 28 сентября Индонезия и Португалия на совещании с членами Организации Объединенных Наций вновь заявили о своем согласии передать управление Восточным Тимором Организации Объединенных Наций. Они согласились также, что для заполнения пробела, возникшего в результате раннего вывода индонезийских гражданских властей, необходимы были специальные меры.

ВАООНВТ и переход к независимости

19 октября 1999 года Народный консультативный конгресс Индонезии официально признал результаты опроса. Вскоре после этого, 25 октября, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в резолюции 1272 (1999) учредил Временную администрацию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) в качестве комплексной, многоаспектной операции по поддержанию мира, на которую была возложена полная ответственность за управление Восточным Тимором в период его перехода к независимости. В соответствии с резолюцией 1272 на ВАООНВТ был возложен мандат, состоявший из следующих элементов: обеспечение безопасности и поддержание правопорядка на всей территории Восточного Тимора; создание эффективной администрации; оказание помощи в развитии гражданских и социальных служб; обеспечение координации и предоставления гуманитарной помощи и помощи в целях восстановления и развития; оказание поддержки в создании возможностей для самоуправления; оказание содействия в создании условий для устойчивого развития.

В феврале 2000 года по завершении развертывания ВАООНВТ командование военными операциями было передано от МСВТ Силам Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. ВАООНВТ начала также процесс реорганизации своей структуры, с тем чтобы она в большей степени соответствовала будущему правительству Восточного Тимора и чтобы расширить прямое участие восточнотиморцев.

30 августа 2001 года, через два года после всенародного опроса, более 91 процента восточнотиморских избирателей вновь пришли на избирательные участки — на этот раз для избрания 88 членов Учредительного собрания, которым надлежало составить и принять новую конституцию и учредить механизм будущих выборов и перехода к полной независимости. Вскоре после этого приняли присягу 24 члена нового Восточнотиморского совета министров второго переходного правительства. Новый совет заменил переходный кабинет, созданный в 2000 году. Учредительному собранию и новому восточнотиморскому правительству предстояло управлять Восточным Тимором в течение оставшегося срока переходного периода до достижения независимости в качестве демократического и суверенного государства.

22 марта 2002 года восточнотиморское Учредительное собрание подписало первую конституцию территории, и после президентских выборов 14 апреля г-н Шанана Гужман был назначен избранным президентом Восточного Тимора (г-н Гужман получил 82,69 процента голосов, а г-н Фансишку Шавьер ду Амарал — 17,31 процента). Поскольку оба этих условия передачи власти были выполнены, на 20 мая 2002 года было запланировано преобразование Учредительного собрания в парламент страны.

Новое независимое государство Восточный Тимор привело к присяге свое первое правительство и провело первое заседание парламента утром 20 мая, лишь через несколько часов после того, как 120 000 человек отпраздновали рождение государства в рамках массовой церемонии на окраинах Дили. Правительство, состоявшее главным образом из тех же членов кабинета, которые входили в состав совета министров до независимости, было официально утверждено президентом Шананой Гужманом. На церемонии присутствовало примерно 300 официальных лиц, в том числе Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан, который передал власть от имени Организации Объединенных Наций спикеру восточнотиморского национального парламента. Затем парламент Восточного Тимора провел свое первое заседание, на котором президент Гужман представил Генеральному секретарю Аннану просьбу о принятии Восточного Тимора в члены Организации Объединенных Наций.

МООНПВТ и период после достижения независимости

Организация Объединенных Наций будет сохранять свое присутствие в Восточном Тиморе в течение всего периода после достижения независимости в целях обеспечения безопасности и стабильности вновь образовавшегося государства. В соответствии с резолюцией 1410 (2002), единогласно принятой Советом Безопасности 17 мая, была учреждена миссия-преемник — Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ). Миссия была учреждена на первоначальный 12-месячный период, начавшийся 20 мая 2002 года, со следующим мандатом: оказание помощи основным административным структурам, имеющим крайне важное значение для обеспечения жизнеспособности и политической стабильности Восточного Тимора; выполнение временных функций в области поддержания правопорядка и государственной безопасности и оказание помощи в создании Полицейской службы Восточного Тимора (ПСВТ); содействие обеспечению безопасности Восточного Тимора как внутри страны, так и за ее пределами.

Совет постановил, что Миссия под руководством Специального представителя Генерального секретаря будет первоначально состоять из 1250 гражданских полицейских и военного компонента первоначальной численностью 5000 военнослужащих, включая 120 военных наблюдателей. Гражданский компонент включает подразделения по координации деятельности, связанной с гендерной проблематикой и ВИЧ/СПИДом, Группу поддержки по гражданским вопросам в составе 100 сотрудников, выполняющих соответствующие основные функции, Группу по тяжким преступлениям и Группу по правам человека.

Совет постановил как можно скорее приступить к сокращению численности МООНПВТ после тщательной оценки положения на местах, а также постановил, что МООНПВТ в течение двух лет полностью передаст всю ответственность за оперативную деятельность восточнотиморским властям, как только для этого будут созданы необходимые условия, не ставя при этом под угрозу стабильность.

В той же резолюции Совет воздал должное приверженности выполняемой задаче и профессионализму сотрудников ВАООНВТ и руководящей роли Специального представителя Генерального секретаря в оказании помощи народу Восточного Тимора в процессе перехода к независимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

54 − = 44